Синдром отличника

Рейтинг честных брокеров бинарных опционов за 2020 год:
  • Бинариум
    Бинариум

    Лидер на рынке! Надежный брокер бинарных опционов, идеальный для новичков! Даёт большой бонус за регистрацию:

«Синдром отличника» — как он мучает нас и наших детей

Успешный ребенок — умный, ответственный, популярный – настоящая радость для родителей. И не всегда они успевают разглядеть за внешней успешностью серьезную психологическую проблему – синдром отличника. Отчего возникает комплекс отличника, в чем выражается и почему он опасен?

«Я заслужу вашу любовь!»

Анна Петровская — психолог, уже 15 лет занимающийся детско-родительскими взаимоотношениями. Среди ее клиентов много маленьких отличников.

— «Синдром отличника» проявляет себя уже в первом классе, — уверена Анна. — Первоклассник, попавший в новую школьную среду, может чувствовать себя неуверенно. Он ищет одобрения и поощрения взрослых: родителей, учительницы. А взрослые дают ему четкий ориентир, к которому надо стремится – хорошая оценка! Между прочим, девочки в младших классах аккуратнее и усидчивее, чем мальчики, они с большим удовольствием играют по правилам, так что скорее можно говорить о синдроме отличницы.

Однако чем старше школьник, тем труднее получать хорошие отметки за трудолюбие и прилежание. Все реже получается действовать по шаблону, все чаще выходит в рискованное море творческих заданий. Отличницы же по-прежнему уверены: не получишь пятерку не получишь ни одобрения, ни уважения.

— Неуверенность в себе – типичная проблема множества успешных подростков, — рассказывает психолог. – Учеба для них – это просто способ получить одобрение, привлечь к себе позитивное внимание.

На взрослую жизнь эти детские установки могут оказать катастрофическое влияние. Отличники стремятся создать «идеальные» отношения, «идеальную» семью, нередко совершенно не умея выстраивать отношения. Следовать стереотипу поведения хорошей жены (вкусно, чисто, экономно) или мужа (хороший заработок), они ждут эмоционального ответа — признательности, нежности, восхищения. Но «торг неуместен» — нельзя купить любовь обедом и свежевыглаженным бельем. Ведь на деле не существовало зависимости между успехами ребенка и родительской любовью, но отличники этого не заметили.

Проблема: низкая самооценка при общей успешности.

Как определить: ваш малыш больше гордится отметками, медалями и грамотами, чем достижениями, за которые они получены.

Решение: сместите акцент с результата на процесс учебы. Спрашивайте в первую очередь не об оценках, а о том, что нового ребенок узнал, что его удивило, огорчило или обрадовало.

Говорят сибмамы

Forte: И не только по поводу учебы. Вот для примера, портфель соберет с вечера, утром еще раз в комнате проверит, выйдет в коридор — опять начинает проверять, может еще и около подъезда сделать попытку залезть в портфель и перепроверить.

” — Хвалите ребенка не за отметку, — рекомендует Анна Петровская, — а за изобретательность и трудолюбие . Покажите, что вы гордитесь его работой, его талантом, а не тем, как высоко его ценят другие.

«Я все смогу!»

«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» — объясняла Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Удивительно, но отличникам похвалы зачастую достаются реже, чем троечникам. Их успехи воспринимаются как само собой разумеющееся, а редкие промахи становятся предметом всеобщего обсуждения. Панический страх ошибки, стремление быть идеальным всегда и во всем может довести до настоящего нервного срыва.

— Есть два важных момента, которые подводят отличников, — рассказывает Анна Петровская. — Это неумение определить приоритеты.

Ребенок должен учиться выделять главное, наиболее интересное и перспективное, сосредотачивать усилия на определенном направлении. Маленький отличник, стремясь удержать внимание и одобрение родителей, старается покорять все новые вершины, добиваясь иногда прямо противоположного результата — интерес к его победам падает.

Вырастая, такие отличники обзаводятся постоянным стрессовым фактором. К примеру, не умея выделять главную цель, женщина может дойти до изнеможения, пытаясь соблюдать безукоризненный порядок дома и стать безупречным сотрудником на работе. Отказ от чего бы то ни было, будь то воскресный пирог по фирменному рецепту или дополнительные графики к ежемесячному отчету, становится настоящей трагедией — все обязано быть идеально! Бедный повзрослевший отличник не понимает, что это не в его силах: он жертвуют своими хобби, затем отдыхом, а потом и временем, проводимым с близкими.

Проблема: отсутствие системы приоритетов.

Как определить: ваш ребенок, кажется, решил коллекционировать награды во всех областях науки, исекусства и спорта — подумайте, делает он это для себя или для вас?

Решение: обсуждайте с ребенком перспективность его увлечений. Помогите определиться с тем, что для него действительно важно, а чем можно пожертвовать.

Говорят сибмамы

Шумилка: Меня воспитывали в том духе, что все должно быть на отлично, и любая школьная четверка была поводом для «работы над ошибками». Последствия этого воспитания — перфекционизм, повышенная тревожность, жажда тотального контроля над своей жизнью и жизнью семьи.

” — Разделите интересы ребенка, — советует психолог, — будь то музыка, спорт или наука. Вникайте в суть, а не пересчитывайте медали.

«Я всех победю! Или побежу!»

Многие отличники так страшатся неверного ответа, что это становится фобией. Предотвращая возможный провал, школьник затрачивает абсурдные усилия на заучивание задания, с другой стороны — опасается отойти от заданного шаблона. В итоге старших классах (или в вузе) он действительно может попасть в ситуаци, которой так боялся — его переиграет вчерашний троечник, многие из которых после скучных прописей и букварей начинают блистать оригинальными и нестандартными решениями нетиповых задач. Это можно увидеть в любом классе: в списке лучших учеников девочек-отличниц постепенно вытесняют однокашники, побеждающие на олимпиадах и конкурсах.

— Победа и поражение — две стороны одной медали, — уверена Анна Петровская. — Важно испытать и то, и другое. Поражение позволяет увидеть свои слабости и сильные стороны противника. Чтобы рисковать, нужно допускать и возможность проигрыша тоже. Выйти за рамки, предпринять нестандартные действия — без этого невозможно построить успешную карьеру.

Возможно, вы тоже слышали чье-то остроумное наблюдение, что отличники в конце концов становятся лучшими сотрудниками начальников-троечников. Это, конечно, некоторое преувеличение, но нет дыма без огня.

Проблема: ребенок боится проиграть.

Как определить: перед контрольной работой или экзаменом ребенок буквально изводит себя, может даже заболеть (признаки болезни проходят вместе с критической ситуацией). Ну а если оценка окажется ниже ожидаемой, уверен, что к нему отнеслись предвязто и немсправедливо!

Решение: экзамен — это в любом случае стрессовая ситуация. Не накаляйте ее до предела, старайтесь отнестись к испытанию, как к рядовому, проходному событию.

Говорят сибмамы

maschustik: Комплекс отличника распространяется не только на оценки, а на всю жизнь. На все жизненные ситуации. Поэтому ему всегда очень тяжело психологически начать что то новое. Это было например с шахматами, когда он только начал ими заниматься.

” — Своеобразной терапией для ребенка могут стать игры с элементами случайности, где выдаются всевозможные карточки или подбрасывается кубик – объясняет Анна Петровская.

«У меня есть сто друзей!»

В комплексе с успешностью часто идет популярность среди сверстников. Быть рядом с капитаном спортивной команды, звездой школьных театральных постановок и вундеркиндом райнной научной конференции — значит и самому оказаться немного причастным ко всем этим победам. Друзья отличника уже и сами порой не могут определить, что именно их привлекает в успешном однокласснике — интересная личность или статус лидера. Более того, и сам отличник уже не понимает, за что его (и его ли!) так любят. Не понимает — и начинает бояться: а вдруг популярность исчезнет с первым же провалом?

Страх утратить влияние и самому стать зависимым чьего-то расположения делает ребенка очень уязвимым, — объясняет психолог. Ребенок полагает, что без своего лидерского статуса он уже неинтересен сверстникам. Такой ребенок учится руководить, а не сотрудничать, ищет способы укрепить авторитет, а не установить эмоциональную связь. Взрослые отличники тоже оказываются скверными командными игроками: они ищут одобрения начальства и снисходят до подчиненных, но не могут и не умеют сплотить вокруг себя единомышленников.

Проблема: слишком много приятелей и слишком мало настоящих друзей.

Как определить: если на день рождения к вашему ребенку ломится весь класс (и соседний класс тоже), то, возможно, он запутался в своих привязанностях.

Решение: обратите внимание ребенка на тех приятелей, с кем его связывают совместные увлечения; постарайтесь найти секцию или кружок, где организуют коллективные проекты. Когда ребенок становится то ведущим, то ведомым, он постепенно осваивает разные социальные роли.

Говорят сибмамы

maschustik: Перешли в новую школу, с первого сентября пойдет в пятый класс в новую школу. У сына «комплекс отличника» был и раньше. Всегда переживает если что-то получается не на отлично. Сейчас переживания еще более усиливаются. Волнуется как вольется в новый коллектив, будет ли дальше получаться учиться отлично, хотя я ему говорю, что не страшно, если будут и не только отличные результаты, что не страшно иногда что то сделать неправильно, не страшно если что-то получается не сразу.

” — Семья — это тоже команда – объясняет Анна Петровская. – Если у вас дома с уважением прислушиваются к каждому члену семьи, принимают решения с учетом интересов всех домочадцев, то ребенку проще стать хорошим командным игроком и научиться различать истинную дружбу.

Впрочем, в дружной семье, где в каждом видят достойную уважения личность, у ребенка и не появится «синдром отличника». Немного больше безусловной родительской любви — универсальное лекарство от всех бед.

Юша писал(а):
Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак.

Ну так это не боязнь, а разумный подход. Мне самому это не очень важно, но важно мнение тех, кто мне дорог

January писал(а):
Хуже,когда комплекс отличника у взрослых остается. У меня брату 30 лет,а он все еще в нем. Как взрослым от него избавиться?

Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит «результат на лицо».

Н.В. писал(а):
maschustik , дети не рождаются с комплексом отличника. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе.

иногда,чтобы понять проблемы детей, маме стоит оглянуться на свои «проделки» ,возможно развод и новый брак мамы, вынудил/вынуждает ребенка стать лучшим

Я писала:

Цитата:
Недавно, она вспомнила: «Когда я была в садике. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. (У них там была такая система стимулирования хорошего поведения). Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик.

Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики — это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам — ставить отметки. Если честно, то оценочная система — это способ манипулирования детьми.
Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах (до второго включительно). Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т.д. (в разные месяцы по-разному), а в конце месяца подсчитывали: у кого больше наклеек — тому приз. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть.
Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась.
Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Нет. Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса — на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. (К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения.)
В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры «У кого больше жетонов?». Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые «забивают» на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома.
Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой. Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т.д. — все трудно объяснить, т.к. это целая технология. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось — это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками — атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал.
P.S.: Обучать по принципу — заинтересовать — очень непросто, ведь нужно встать на место ребенка и посмотреть его глазами. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать.

Марина007 , вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее.
Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики

Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло.
А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит (ходилка или лото).
Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее.
Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс.

Рейтинг русскоязычных брокеров бинарных опционов 2020:
  • Бинариум
    Бинариум

    Лидер на рынке! Надежный брокер бинарных опционов, идеальный для новичков! Даёт большой бонус за регистрацию:

Спасибо всем, кто помог посмотреть на это под другим углом

Марина007
Спасибо вам за опыт. У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач. Школа еще впереди.

Код:
Недавно, она вспомнила: «Когда я была в садике. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. (У них там была такая система стимулирования хорошего поведения). Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик.»

ах, вот как это работает, бедные дети, как в цирке. возьму на заметку.

Всем добрый день!
Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху — там была статья о «Синдроме отличника», а через статью связь с вашей темой.
Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался.
Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: «Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья!» А она, рыдая: «Мне поставят четверку!» Желание любви учителя и его принятия, ей было очень важно до такой степени, что она как могла, очень старалась во всем. На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы.
Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, т.к. экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе.
Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. (Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки — все равно Х все сделает сама.) Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить.
В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается.
Недавно, она вспомнила: «Когда я была в садике. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. (У них там была такая система стимулирования хорошего поведения). Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик.»

Эту историю я рассказала, чтобы показать, что в случае синдрома отличника у ребенка снижается жизненная сила из-за того, что она все время расходуется неэффективно (на то чтобы доказать всем, что он\она достоен быть принятым). В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, т.к. детей у нас много и уделять много внимания каждому мама (т.е. я) не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно.

larsene писал(а):
Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь (например, что микробы сейчас позаражают всю семью).

Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак.

Синдром отличника

Сладкая мечта родителей — ребенок, который самостоятельно, аккуратно и в срок выполняет домашнее задание, из школы несет только 5-ки и благодарственные записи в дневнике, а на родительском собрании от учителей — дифирамбы; законная гордость у вас, а у других родителей — не менее законную зависть.

Синдром отличника (или «комплекс отличницы», потому что девочки подвержены ему больше) — на первый взгляд, подарок, а не проблема. Ребенок аккуратен, послушен, исполнителен. Выполняет все задания по максимуму — так хорошо, как может. Его обожают учителя: если никто в классе не знает ответа на сложный вопрос, всегда можно спросить . В начальной школе, когда мнение сверстников формируется под влиянием учителя, такой отличник — звезда класса. С ним все хотят сидеть за одной партой, приглашают на дни рождения, да и взрослые очень одобряют дружбу с таким ребенком своего чада.

В средней школе, правда, его ореол несколько тускнеет — уж очень дети с этим синдромом нетерпимы к чужому несовершенству, а кому хочется выглядеть дураком? Впрочем, если у него всегда можно «скатать домашку», отношение в классе будет неплохое — . Впрочем, нередко ребенок с синдромом отличника становится объектом травли. «Он ненормальный!» — говорят одноклассники. И тут давайте посмотрим на обратную сторону этого комплекса.

Что делает обычный ребенок, получая четверку? Радуется. Дочь моей подруги, отличница Юлька — рыдает. Не дотянула. Не смогла. Не оправдала. Сначала другие дети ее жалели. Потом стали крутить пальцем у виска. Потом — смеяться. Сейчас Юлька уже не плачет, просто огорчается, но одноклассники так и считают ее не вполне нормальной.

Но это только надводная часть айсберга. В толще скрыты:

— постоянное напряжение: все ли я сделал? Нередко это напряжение не дает ребенку уснуть — даже в кровати он перебирает в уме расписание, мысленно ставит галочки напротив выполненных уроков и несколько раз за ночь может вскочить, чтобы проверить, положил ли он тетрадь по математике и заполнен ли читательский дневник.

— боязнь совершить ошибку и выглядеть глупо. Ребенок лучше не откроет рот, если на сто процентов не уверен в правильности ответа.

— страх перед ситуацией проверки знаний. Перед контрольной или экзаменом у ребенка может подняться температура, начаться рвота, упасть давление.

— привычка все делать лучше всех не дает получать удовольствие ни от каких занятий, где ты не на первом месте. Формируется установка: «Если не можешь быть лучшим — не делай совсем»

— трудности в общении со сверстниками: их «расхлябанность и лень» одновременно и восхищают как недоступное, и ужасают: «Ну, как так можно!»

Комплекс отличника формируется под воздействием родителей и при определенной психологической предрасположенности. Сначала они радуются беспроблемности и учебной состоятельности своего чада, но нередко со временем их начинает всерьез беспокоить нежелание ребенка ни на шаг не выходить за рамки привычных умений.

Мама шестиклассницы Арины вынуждена была обратиться за консультацией к психологу, когда ее наотрез отказалась отвечать у доски: «Я начинаю говорить, и все время боюсь, что скажу глупость — они будут думать, что я дура!» У одиннадцатилетнего Дениса при переходе из начальной школы в среднюю пропал сон: каждые 15 минут мальчик просыпался и бегал проверять, все ли сделаны уроки. Ему казалось, что он забыл выполнить, и завтра его ждет позор.

Что же могут сделать родители ребенка с синдромом отличника?

В первую очередь, забудьте фразы: «А почему четыре, а не пять?», «Ты можешь лучше!» и «Три? У тебя? Какой позор!». Будьте уверены, ребенок и без них себя сгрызет. Лучше приласкайте его.

Посмейтесь вместе над нелепостью ошибки. Расскажите о своих промахах — дайте понять, что и вы несовершенны. Выясните — возможно, нужна помощь?

Научите ваше чадо получать удовольствие от процесса, а не только от результата, хотя таким детям почти невозможно принять лозунг «Главное не победа, а участие».

Помогите ребенку расслабляться и отдыхать. Не бойтесь — лентяем он от этого не станет.

Ну, и, конечно, любите его. Таким, какой есть.

Что такое перфекционизм или синдром отличника?

В этой статье я хочу поговорить о психологической проблеме, которая мешает многим реализовать свой творческий потенциал. В психологии эта проблема обозначена, как перфекционизм или синдром отличника.

В классическом понимании, перфекционист – это человек, который всегда стремится все сделать идеально, на самом высоком уровне с убеждением о том, что несовершенный результат просто неприемлем. Чувствуете, какие повышенные обязательства берет на себя человек, страдающий этим синдромом?

Почему страдающий? Не знаю, как вам, а мне хорошо знаком так называемый синдром отличника и его последствия. Но об этом я расскажу дальше.

Что такое перфекционизм?

Как мы уже выяснили, перфекционист – это человек, который постоянно берет на себя повышенные обязательства, стремится достигать цели по максимуму, но редко когда бывает удовлетворен результатами своих достижений.

Еще в годы юности я в полном мере прочувствовал на себе черты перфекциониста. Хотя, тогда я ещё не знал этого термина и его значения. Правильно кто-то сказал, что все психологические проблемы родом из детства. Именно в детстве в нас закладываются модели будущего поведения и отношения к миру. Я, как и многие дети той эпохи, был записан в массу кружков и секций. Таким образом, из меня пытались сделать “гармонично развитую личность”.

Но часто такие попытки успевать везде заканчивались только пониженной самооценкой. В результате я закончил художественную школу, но бросил занятия рисованием сразу после её окончания. И вовсе не потому, что рисовать мне не нравилось или не было способностей. Напротив, я любил рисовать и имел к этому делу хорошие способности с детства, но постоянное недовольство своими творениями постепенно разрушало творческий потенциал.

Помню, что с завистью смотрел на однокашников, которые были всегда довольны собой и своим творчеством. Потом я практически забросил творческую деятельность и сделал выбор в пользу прагматичной, но довольно прибыльной профессии банковского работника.

Хотя «сделал выбор» – не совсем точное выражение, так как сейчас ясно понимаю, что выбор был сделан не мной, а в большей степени влиянием окружения, внутренних рамок и пресловутого «синдрома отличника». Возможно, таким поворотом я пытался уберечь себя от депрессий в будущем. Ведь творческие люди подвержены психологическим срывам намного больше, чем люди прагматичного склада ума.

Конечно, заглушить полностью творческие способности невозможно и творческий человек на любом месте будет пытаться хоть как-то проявить свои способности. Но творчество, ограниченное рамками, это как жизнь в клетке или в болоте. Сразу вспоминается песенка Водяного из мульфильма: «А мне летать, а мне летать, а мне лета-а-а-ть охота!» (с).

Можно представить, сколько новых Эйнштейнов, Моцартов, Пушкиных, Репиных не получил этот мир, потому что талантливые от природы люди занимаясь самокопанием, так и не смогли проявить свой талант.

Не случайно почти всем гениям приписывают склонность к сумасшествию. Хотя, может быть, именно это сумасшествие или несоответствие общепринятым нормам и помогло им стать гениями?

Теперь можно сделать некоторые выводы:

  • Перфекционист – это человек, который ставит перед собой высокие планки, но боится их не достичь.
  • Перфекционист – это постоянно недовольный собой и своими достижениями человек.
  • Перфекционист – это не состоявшийся гений, потерявший веру в себя и в свои гениальные способности.

Как победить синдром отличника?

Давайте попробуем вернуться в детство. Вспомните, как делает свои первые шаги ребенок. С какой настойчивостью он повторяет попытки, не смотря на падения и даже ушибы.

И куда исчезает эта настойчивость и целеустремленность у взрослых?

Почему еще слабый физически ребенок верит в свои силы, а развитые физически и интеллектуально взрослые не верят в себя?

Корень этой проблемы можно найти в самокопании, уничижительной самокритике, неверии в свои способности – все это и есть порождения упомянутого выше перфекционизма, называемого синдромом отличника.

Чтобы победить синдром отличника, начнем с осознания некоторых моментов, о которых почему-то не принято говорить в семье, школе и обществе.

1. Надо четко понять, что вы никому и ничего не должны. Как трансформировать свои долги я уже рассказывал в статье – “Как избавиться от долгов?”.

2. Научитесь принимать себя такими, какие вы есть на самом деле. Это не легко и с первого раза не у всех получится. И не удивительно, так как многих из нас с детства учили чему угодно, но только не умению быть собой. Поэтому лучше будет начать с прощения.

3. Простите себе все свои недостатки и ошибки, которые вы сами себе придумали за всю свою жизнь (или которые кто-то придумал для вас).

4. Поймите, наконец, что свои ошибки видите только вы сами! Окружающим нет никакого дела до ваших ошибок и недостатков, пока Вы сами не обратите на них внимание.

Вспомните, как ведет себя человек неуверенный в своей привлекательности? Он будет изо всех сил пытаться скрыть свой недостаток (или недостатки), тем самым еще больше его подчеркивая. И часто в результате самокопания человека может начать мучить давление, возникает гипертония. О лечение гипертонии народными средствами на сайте есть отдельная статья.

Разве вы никогда не встречали обаятельных, привлекательных, уверенных в себе… – нет, не красавиц с обложки журналов, а просто полных и жизнерадостных людей. Я встречал.

И к таким людям тянутся, потому что открытость, искренность, принятие себя таким, какой ты есть, естественным образом притягивает и других людей.

И это не случайно. Человек, который имеет право быть таким, какой он есть, не дает возможности окружающим замечать в нем недостатки.

5. Как ни банально это звучит, но кроме принятия себя, еще надо научиться себя любить (не путать с самолюбием). Сейчас много говорится о любви к себе, как о необходимом условии любви к другим. Но практически нигде не говорится о том, как полюбить себя?

Оказывается это не так уж сложно. Если мы считаем, что другие люди достойны нашей любви, то почему не представить себя тоже достойным своей любви.

Проблема в том, что нам чаще всего мешает полюбить себя знание всей подноготной – всех своих тайных мыслей и чувств. Получается, что если бы мы знали мысли и чувства других людей, то мало кто мог бы удостоиться нашей любви? И здесь опять приходит на помощь прощение и неосуждение. Только прекратив полностью осуждать себя и других, человек может стать любящим и любимым.

  • Избавляемся от долгов
  • Учимся прощать себя
  • Меняем наше старое представление о себе на новое – такое, в котором вы нравитесь себе
  • Учимся любить себя и окружающих!

Теперь вы знаете что такое перфекционизм или синдром отличника и как с ним бороться.

Парадокс перфекциониста

Если Вы хотите избавиться от страха неудач в жизни и научиться быть счастливыми независимо от обстоятельств – рекомендую прочитать книгу “Парадокс перфекциониста”. Автор книги – американский психолог Тал Бен Шахар является также автором одного из самых популярных в Гарварде курсов, посвященных теме счастья.

В книге приводится большое количество примеров из жизни великих людей и практические упражнения для работы над собой. Но самое главное – это изменения в жизни и поведении, которые демонстрировали слушатели курса Тал Бен Шахара.

Эта книга несомненно займет достойное место в почетном ряду зарубежной психологической литературы. Заказать или скачать книгу “Парадокс перфекциониста” Вы можете здесь

Статьи похожей тематики:

И снова – Зюраткуль! Восхождение на хребет. Отдых на базе «Сердце озеро»

Поездка в с. Чимеево Курганской области к чудотворной иконе Казанской Божией Матери

Поездка на озеро Зюраткуль

МЫ за МИР в ответе!

Куда уходят время и деньги?

Законна ли комиссия за досрочное погашение кредита?

Здравствуйте Сергей. Спасибо за статью. У меня как раз происходит перелом в жизни. Но это одновреиенно и хорошо. Любое падение или неприятность развивает и укрепляет. Сейчас сделал сайт , но дальше пока полностью не могу уделять этому время. Всё таки везде надо знать меру- ГЛАВНОЕ сама жизнь. Но бороться и не сдаваться, это очень важно. Нельзя тупо, впустую, прожигать жизнь. Сергей, мне близка ваша тема.И многие ищут опоры в жизни именно через такие статьи.

Здравствуйте, Николай! Вы правы, неприятности для того и случаются, чтобы раскрыть внутренние силы в человеке. Я тоже прошел через разные жизненные ситуации и знаю цену этим словам. У Вас правильный настрой: бороться и не сдаваться. Важно только понять – с кем или чем бороться?

В свою очередь, благодарен Вам за то, что откликнулись на эту тему. Буду рад, если материалы этого блога помогут Вам преодолеть жизненные трудности. Только не забывайте, что всё проходит и любая ситуация, которая сегодня кажется непреодолимой, через некоторое время становится очередной ступенькой на пути самопознания и личностного роста.

Вместо своего комментария помещаю очерк Е.И.Рерих . Это истинный путь к гармонии.

Посвящаю своим бывшим, настоящим и
будущим ученикам

Дорогие и юные мои друзья!Эти три великих ключа хранятся не на других планетах, не в иных звездных мирах, а в самом себе. Но, овладевая ими, ты овладеваешь тем, что можно сравнитьтолько с мирами. Разумно ли от этих ключей отказаться? Конечно, нет. Значит, не теряя часа, пойдем за ними. Именем своей любви к вам я напомню вам о путях, ведущих овладению этими ключами. Имена их: ЛЮБОВЬ, КРАСОТА И ЗНАНИЕ.

Запомните эти пути, идите по ним и укажите другим. В каждом поступке проявляй подвижность, любовь и благоразумие. Старайся быть мудрым скульптором в работе над самим собой и другими и бойся быть рыхлой глиной в руках дурного товарищества. Выбирай хороших друзей и в общении с ними умножай свои добрые качества; читай с ними хорошие книги, делай выводы и все наилучшее постарайся запомнить и провести в жизнь. Вырабатывай в себе планы и пути для созидания жизни красивой, разумной, лишенной безволия, полной труда и гармонии в отношениях ко всему окружающему. Знай, что каждой дурной мыслью, словом,
поступком ты нарушаешь священные права, коими ты щедро, как всякое творение, награжден природой. Вырабатывай в себе твердость и постоянство и не развлекай себя во время работы. Если работа скучна, но необходима, сумей ее терпеливо довести до конца. Это будет легче сделать, если каждую работу будешь выполнять с удовольствием. Ты ведь не заводная кукла или игрушка, механически выполняющая движения, а разумный человек. Поэтому обязан к каждой работе отнестись умно, бережно и с любовью.Старайся очищать свою речь от пустых и бессмысленных слов. Пусть твоя речь будет ясной, четкой и краткой.Уходи из того места, где пустая болтовня, где есть злоба и ненависть, где царит раздор, вредные развлечения и глупость.

Если ты решил отдохнуть, то сумей в эти минуты отдыха дать своему уму и телу приятное и не обременяющее их развлечение.Не будь суетлив. Искорени ложь. Будь честным и приветливым. Шире развивай в себе чувство благородства и в общении с людьми будь вежлив и прост. Чувство страха так же должно быть чуждо тебе. Будь уравновешен в удовольствии и в страдании, в радости и печали. Всегда прощай и отвечай любовью на ненависть. Лишь этим сможешь победить недоброжелательство. Твои мысли — это твои дети. Каждую из них ты должен сделать прекрасной. Каждая мысль должна быть созидающей силой, направленной на добро. Всегда помни, что сила мысли очень велика. Готовь ее употребить на помощь миру. Будь точен во всем и правдив и отчетлив в своих действиях. Иначе тебе нельзя поручить важной работы. Жизнь должна протекать через тебя во всем своем блеске и силе. Не допускай того, чтобы неважные вещи ослабили твою настойчивость в достижении цели.

Жизнь и Любовь — это могущественная сила, благодаря которой все существует во вселенной. Любовь — это сила, правящая миром: все, что делается ради нее — обладает силой мирового закона. Лишь любовью ко всему ты сможешь победить зло. Неси любовь всюду, куда ты идешь. Ты скоро поймешь, как она тебе поможет на всех твоих путях. Будьчист, и пусть любовь изливается через тебя, как аромат струится из цветка. Прими твердое и непоколебимое решение
стать выражением любви и готовности помогать всюду, где ты можешь делать это.

Пусть твоя жизнь будет лучом радости для других. Отыскивай в своей душе алмазы, которые ты мог бы положить в сокровищницу общего блага.Если имеешь больше знаний, чем некоторые твои товарищи, не гордись слепо этим, не показывай превосходства, а поделись знаниями, если это будет целесообразно в тот момент. Помни, что каждая минута твоей жизни имеет свое назначение. Умей это понять.
Если затрудняешься в выборе работы или профессии, то посоветуйся со старшими. Бойся пустых минут. Из них прочное гнездо может свить себе лень. Из пустых минут могут составиться часы и дни, а задача настоящего человека велика. Жизнь,безусловно, многогранна и интересна. Из разумно проведенных минут ты можешь соткать настоящую и красивую ткань твоей души.Поэтому старайся каждую минуту твоей жизни окрасить трудом, знаниями или чистыми мыслями.Пусть неустанный труд будет для тебя радостью и огонь творчества неугасимо освещает твой путь.
Постарайся свои мысли всегда держать в абсолютной чистоте и много думать о том, что ты можешь внести для улучшения жизни людей и для облегчения их страданий.Природа переполнена священными и чистыми дарами и ищет сосудов. Пусть твоя душа будет сверкающей и кристально чистой для принятия этих даров. Стань лучом света, выйди из мира пустых мечтаний и употреби свою энергию, чтобы непрестанно взбираться вверх.
Пусть твоя душа будет всегда излучающей свет и благость, теплоту и сострадание, бодрость и желание помочь ближнему. Тогда ты почувствуешь, как трудные дела теряют свою тяжесть и мрачные одеяния страдания превращаются в белоснежные покрывала чистой лучезарной радости. Будь осторожен и снисходителен в суждении о людях, ибо ты сам еще весьма несовершенен. Но будь строг к самому себе и неустанно работай над исправлением своих собственных недочетов. В жизни тебе предстоит вынести много испытаний. Только через них ты овладеешь несметными сокровищами. Но эти испытания сможешь успешно выдержать, если вооружишься
благоразумием, стойкостью и верой в самого себя.Если постигнет тебя неудача, не падай духом. Уныние лишь ослабит твои силы и замедлит твой внутренний рост. Лучше собери свои силы и подумай: какой мудрый выход найти для дальнейшего действия. Вот этим путем увеличишь свою стойкость и умножишь свои силы.Каждую неудачу и горький опыт преврати в ценнейший урок, который послужит тебе руководством в дальнейшем.Каждое препятствие на твоем пути тебе скажет, что нужно тебе развить, чтоб быть во всеоружии для дальнейшей борьбы. Но в борьбе ты всегда должен помнить о благе ближних. Бойся купить себе благополучие ценою страдания этих ближних. Такое благополучие жестоко и непрочно.

Умей бережно и разумно расходовать в любой работе свою энергию. Сумей сделать свое тело сильным, бодрым и выносливым. Не обременяй его пищей в большем количестве, чем это нужно для нормального питания, не обременяй его всем тем, что явно вредит здоровью.

Изучай законы не только для духовного, но и для правильного физического роста. Твое тело — это ближайший инструмент, с которым ты должен обращаться мудро. Таким обращением ты долговечней пронесешь сквозь житейские бури и в путях неустанной работы ценнейший сосуд природных сил и здоровья.Но этот сосуд дан всему сущему. Поэтому так же бережно отнесись к здоровью людей, животных, птиц и даже растений. Ведь, например, цветы так же, как и ты, черпают свет и тепло от солнца. Цветы, как и ты, умрут, если их лишить этого. Значит вы — братья. Но ты старше, сильней и разумней. Поэтому более слабому всегда должен оказать посильную помощь и проявить больше внимания. Ты наделен большей силой и мудростью, чем многие, стоящие ниже тебя, поэтому ты всегда должен быть на страже беззащитных и беспомощных. Будь то люди, животные, растения и пр.
Одно изречение говорит: «Чем ночь темней, тем звезды ярче». Так и ты будь в людской темноте и мирской суете носителем света, любви и знания. Чем больше будет в тебе света, тем больше рассеешь тьмы.Развивай в себе как можно больше чуткости и любви к окружающей тебя природе — и ты услышишь ее неумолчные голоса, поющие хвалебный гимн животворящему солнцу.

Люби звездное небо, всматриваясь в его глубины. В тиши ночной обращай свой взор к сверкающим звездам, к неведомым мирам, где так же все живет, где могучей красотой и великим светом преисполнено все окружающее. Но ведь с других миров наша земля тоже кажется звездочкой. Значит и на ней выражено много красоты и величия. Пусть твоя душа будет широкой колыбелью, могущей вместить эту красоту и величие. Пусть твоя душа будет зеркалом, могущим отразить щедрость и многогранность творческого гения природы. Шире открой свое восприятие красоты через искусство. Люби музыку, картины. Всматривайся глубже в игру красок.

Вслушивайся внимательней в звуки. Проявляй больше интереса ко всему, в чем проявлен гений творцов красоты. Выбрав себе какую-нибудь специальность, не будь односторонним. Попутно интересуйся всем, что может обогатить твое мировосприятие.Радуйся всему, в чем выражена красота. Радуйся последним лучам заходящего солнца. Радуйся первым бодрящим лучам утренней зари. Радуйся — и свет солнца будет в твоей душе ярче, и далекие миры будут ближе. Будь, как солнце, щедро разливающее вокруг себя свет и бодрость.Смотри, сколько тропинок к великим источникам ждут своих путников. Но чтобы идти по ним, нужно двигаться всегда вперед. И жизнь сама есть движение. Вперед или назад. Каждой мыслью, поступком, действием ты двигаешься. Если они направлены к добру, ты идешь неизменно вперед. Бойся делать шаги назад. Нужно овладеть вершиной горы. Но как трудно взбираться и как легко катиться вниз. Разумно ли последнее? Подумай, какое безграничное счастье овладевать вершиной и указывать туда путь другим. Сколько с нее ты увидишь тебе еще неведомого, какие великие и необъятные горизонты предстанут тогда перед твоим изумленным взором. Ты поймешь тогда всю ценность пройденного пути. Ты получишь то, что сам упорно искал, невзирая на
лишения и побеждая трудности.И так всегда, каждой минутой своей жизни поднимайся все выше и выше. Знай, на трудных подъемах получишь руку помощи.

А чем больше будет твоя помощь людям, тем значительней и шире будет твой ум, твоя душа, тем легче и для тебя будут тяжелые подъемы. Поэтому искорени в себе чувство эгоизма. Не
будь должником перед природой. Она тебя наградила великими дарами. Она в тебе посеяла великие семена. Она ждет — умножишь ли ее сокровища? Поделишься ли с другими? Вслушайся чутко в голоса всего сущего. Через это ты постигнешь отдельные его свойства.

Поняв — полюби широкой любовью все сущее. Приобрети больше глубоких знаний. Воспитай в себе до предельных размеров понимание гармонии и красоты.

С любовью, знанием и красотой иди к людям. Объединяй их. Строй с ними жизнь, светлую, бодрую, полную неустанного труда и радости. В этом великом творчестве ты овладеешь неиссякаемыми новыми источниками сил и знаний. А стремясь познать сокровенные тайны
природы во имя общего блага, ты будешь тем самым выплачивать свой долг. Идя этими путями, ты овладеешь тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ и ЗНАНИЯ. Ими ты откроешь двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины.Сумей
овладеть этими ключами.

Лучшие брокеры БО с минимальным депозитом и бонусом за регистрацию:
  • Бинариум
    Бинариум

    Лидер на рынке! Надежный брокер бинарных опционов, идеальный для новичков! Даёт большой бонус за регистрацию:

Добавить комментарий